Уважение чужих границ в деловой переписке
(выдержка из книги «Новые правила деловой переписки»)
1. На работе — о работе. Избегать тем здоровья, семьи, личной жизни и секса, одежды и тела, если не уверенны в их уместности. По-хорошему лучше вообще этих тем избегать, потому что, когда это не уместно, нам не скажут об этом прямо. Зато за глаза обсудят…
2. Не лезть в голову. Не делать за человека выводы о том, что происходит у него в голове. Не писать: «вам нравится», «вы любите», «вам захочется», «вам подойдет», «вам это выгодно». Можно писать в условном ключе — «если вам понравится», «если врач будет это выгодно». Хорошо задавать вопросы: «что вам нравится?», «Как вам будет выгодно?».
3. Оценивать работу, а не человека. Следить, чтобы оценка касалась не личности человека, а только его поведения или работы: не «ты плохой разработчик» и «это плохой сайт», а «мне неудобно пользоваться этим сайтом».
4. Не распоряжаться временем. Не спрашивать «как у тебя со временем?», а прямо рассказывать о своем деле. Как у человека со временем — это его личное дело.
5. Не «пинать». Вместо того, чтобы «пинать» и напоминать человеку о своей задаче, лучше помочь ему быстрее с ней справиться. Хорошая идея — напомнить о задаче за несколько дней и предложить помощь. Плохая идея — напоминать в день дедлайна словами «ну что, как дела?».
6. Критиковать прямо. Прямая критика работы — признак уважения к собеседнику: «я отношусь к тебе, как к равному. Считаю тебя таким же умным и компетентным человеком, поэтому буду говорить прямо и без лукавства.» Избегать иносказательной критики: «Советую вам почитать такую-то книгу», «сразу видно, что вы писали это ночью» — читателя обидит не сама критика, а неуважение к его уму.
7. Не манипулировать. Забыть навсегда все уловки вроде «надавить здесь, чтобы он сам захотел сделать там». Не прикрывать истинные мотивы высокими идеалами, например «ради команды» или «вы же профессионал». Все эти манипуляции больше раздражают, чем помогают. Лучше честно сказать, что нам что-то нужно.
8. Не делать вид, что всё окей. Если ситуация глупая, а просьба из ряда вон — честно это признать, не делая вид, что просьба в порядке вещей: «ребята, ситуация дурацкая, я понимаю. Простите меня. Мне очень нужна ваша помощь.»
9. Не писать то, что нельзя переслать. Хорошая привычка — не писать ничего, что будет стыдно показать коллеге или клиенту. Это должно работать на уровне инстинктов: только рука поднялась написать крепкое словцо — остановиться и удалить.
10. «Он просто не понимает». Часто кажется, что наш собеседник — нехороший человек, который желает нам зла. Но обычно он просто не понимает вашу ситуацию или имеет особый взгляд на вещи. Нужно не воевать, а попытаться понять его позицию.